“Зима и Снеговик ”

бинарное занятие: развитие речи, аппликация

(дефектолог С.С.Козлова, воспитатель Ж.В.Кулявец)

 

Цель: Закрепить знание детьми примет зимы, характеристик величины, цифр, умение составлять связный рассказ, согласуя слова в предложении. Работать над грамматическим строем, образованием множественного числа, уменьшительных прилагательных. Активизировать и расширять словарь. Учить выделять первый звук в слове, закреплять образы графического написания букв, цифр.

 

Оборудование: мольберт, фланелеграф, снежинки с буквами и цифрами, конверты с элементами изображений к составлению рассказа, снеговики, елка, шкатулка с секретом.

 

Ход занятия

Дети заходят в кабинет. Дорогу им преграждает волшебная палочка Снежной Королевы.

Дефектолог: Дети, это волшебная палочка Снежной Королевы. Для того, чтобы мы прошли на занятие и волшебная палочка Снежной Королевы нас не заморозила, нам необходимо назвать зимние слова, которые начинаются со звука «С».

Дети: Снег, снежинка, снежки, сани, сосулька, сугроб, Снегурочка, Снеговик, снегирь, синица.

Дефектолог: Волшебная палочка очень довольна вашими ответами и пропускает нас дальше. Дети, а что это на земле? Следы. Это еще одно зимнее слово, которое начинается со звука «С». А чьи же это следы? Вы догадались?

Дети: Это зайкины, вон какие запутанные.

Дефектолог: А почему?

Дети: Заяц живет под кустом. Он боится всего и всех в лесу, поэтому и путает следы.

Дефектолог: А это чьи следы?

Дети: Конечно, лисы. Вот она их хвостиком замела. А эти следы оставили птицы.

Дефектолог: Дети, тише! Это какой-то необычный сугроб. Да это же дом медведя!. Кто знает, как он называется?

Дети: Берлога.

Дефектолог: А почему медведь лежит?

Дети: Потому что он зимой спит.

Дефектолог: Посмотрите, а на елке висят какие-то необычные, красивые снежинки. На них Снежная Королева что-то написала. Найдите каждый свою снежинку (дети находят ту снежинку, на которой написана первая буква имени) и...

            Ветер северный подул: с-с-с-с,

            Все снежинки с елки сдул: с-с-с-с.

            Полетели, закружились

            И на место опустились.

Каждый из детей садится за стол, соответствующий цифре на снежинке.

Дефектолог: Дети, вы правильно назвали зимние слова, но волшебная палочка хочет проверить, а умеете ли вы говорить ласковые слова?

солнце-солнышко, сосулька-сосулечка, елка-елочка, снегирь-снегирек, синица-синичка, сани-саночки

Педагог выставляет картинку-алгоритм, дети ее называют.

Дефектолог: А теперь мы назовем эти предметы так, будто бы их много:

сосулька-сосульки, елка-елки...

В это время раздается стук.

Дефектолог: Это дятел прислал телеграмму о том, что под елкой спрятан секрет. Надо идти на его поиски.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем секрет искать.

Лопатой снег бросаем,

Сугробы разровняем.

Проложим дорожку

К секретному порожку.

Дети находят шкатулку. Педагог раздает конверты с заданием. На каждом конверте в центре снежинки проставлены цифры. Дети по очереди выходят к фланелеграфу и выставляют свою картинку, сопровождая рассказом.

1. Солнце зимой большое, искристое. Оно светит, но не греет.

2. Небо покрыто тучами. Часто идет снег.

3. Под крышами домов висят сосульки.

4. Дует сильный ветер.

5. Дети слепили снеговика.

Дефектолог: Дети, а как вы хотите назвать рассказ – «Зимняя сказка», «Песенка снежинки», «Зимушка хрустальная»?

Дети выбирают название.

Дефектолог: Отличный получился рассказ! Но волшебная палочка приготовила вам еще одно задание.

Игра «Найди отличия», рисунок – два снеговика.

Дефектолог: Владик! А тебе не кажется, что наш Снеговик грустный?

            Стихотворение «Снігорід»

Дефектолог: Жанна Викторовна поможет вам, дети, сделать так, чтобы Снеговик не был грустным.

Дети совместно с воспитателем выполняют аппликацию «Снеговик».

Дефектолог: Теперь нашему Снеговику будет не скучно! Дети рассказывают стихотворение:

            Мы снежную бабу

            Слепили на славу,

            На славу, на славу,

            Себе на забаву.

Дефектолог: Волшебная палочка Снежной Королевы прикоснется к каждому из вас, и никого из вас она не заморозит. Снежная Королева не может зайти к нам в группу, знаете почему – растает. Но она забирает свою волшебную палочку, а вас приглашает на чаепитие.

 

            Аппликация «Снеговик»

Цель: Закреплять умение детей складывать и наклеивать предметы, состоящие из нескольких частей, без показа взрослого. Совершенствовать умение пользоваться ножницами, вырезать простые формы для аппликации. Продолжать формировать навыки работы с ножницами, салфеткой. Развивать мелкую моторику, разговорную речь. Воспитывать аккуратность в работе, усидчивость.

Материал: листы тонированной бумаги по количеству детей, ножницы, клей, кисточки, салфетки, клеенки, цветная бумага, белая бумага с контурными изображениями кругов разной величины.