«Домашние животные»
бинарное занятие: развитие речи, аппликация
(дефектолог В.В.Аргер, воспитатель В.В.Литвак)
Цель: Систематизировать знания детей по теме «Домашние животные», расширить активный и пассивный словарь. Учить отгадывать загадки, вспомнить названия зимующих птиц. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Развивать фонематический слух, чувство ритма и диалогическую речь. Продолжать учить детей пользоваться ножницами, вырезать по контуру. Расширять знания детей о среде обитания, питании домашних животных, об особенностях строения тела. Закреплять представления о форме, цвете, счет. Развивать глазомер, ориентацию на листе бумаги. Воспитывать бережное отношение к живому и любовь к животным.
Оборудование: Два колокольчика, загадка, дома, маски домашних животных, кукла Петрушка, «фотоаппараты» из конструктора по количеству детей, мелкие фигурки домашних животных, картинка «Хозяйский двор», д/и «Кому что нужно?», клей, кисточки, подставки, заготовки, ножницы по количеству детей, образец.
Ход занятия
I. Организационный момент
Ти-ти-ти, куда же нам пойти? - хлопки в ладоши
Ать-ать-ать, мы отправимся гулять. - шлепки ладонями по коленям
Ать-ать-ать, будем прыгать и скакать. – перетопы ногами
II. Подготовительная часть
Игра с колокольчиками, большим и маленьким. Если звенит большой колокольчик, дети прыгают на двух ногах, а если маленький – на одной ноге.
III. Основная часть
С дефектологом
1. Путешествие в гости.
Дети становятся в круг, закрывают глаза и считают хором от 1 до 10. Потом открывают глаза и видят, что оказались в селе.
2. Тише дети, кого я слышу?
Все время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
3. Упражнение «Дятел».
Дети повторяют за педагогом заданный ритм, бьют кулачками: дд-ддд-дд, д-дд-ддд и т.п.
4. На улице зима, дятел замерзнет и погибнет, да? – Нет!
5. Д/и «Кто знает, пусть называет» (зимующих птиц).
6. Д/и «Запомните слова»:
лиса, дерево, конь, снег, кот, куст, коза, туча, кролик.
7. Дети, назовите, каких домашних животных вы знаете?
8. Кто знает, какое домашнее животное в этом году самое главное? – Свинья.
С воспитателем
1. Физкультминутка (дети имитируют движения).
Ходит свинка по бору,
Рвет траву-мураву.
Она рвет и берет,
И в корзиночки кладет.
2. Сидит Петрушка, скучает. Дети спрашивают, почему он невеселый, он отвечает, что знает загадки, а отгадки – нет. Загадывает загадки детям:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (Собака)
У кого рога короче хвоста? (Корова)
Пятак есть,
А ничего не купишь. (Свинья)
Дети по очереди находят отгадку и показывают Петрушке.
3. Воспитатель предлагает разместить животных на хозяйский двор (под простыней – картинка с хозяйским домом, сам домик и двор-оградка). Дети рассматривают картинку. Беседа по картинке.
4. Петрушка: Ребята, расскажите мне, какая она, свинья? Ведь кошку, собаку, козу, корову я знаю. А вот про свинью и не слышал.
Дети рассказывают, какие части тела есть у свиньи, называют их, чем покрыто тело свиньи, чем она полезна.
Петрушка просит детей подарить фотографию свиньи.
5. Дети берут «фотоаппарат» и по очереди «фотографируют» игрушку свиньи.
6. Воспитатель предлагает «проявить пленку» сразу же, то есть выполнить аппликацию-«фотографию».
7. Объяснение последовательности выполнения работы. Уточнить форму частей тела, цвет, количество ног, ушей и т. д.
8. Гимнастика для пальчиков:
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем пальчики считать.
9. Закрепление последовательности выполнения работы.
10. Работа детей.
11. Д/и «Кому что нужно?»
12. Выставка «фотографий» детей.
13. Чтение детьми стихотворения «Поросятко хоче їсти».
С дефектологом (продолжение)
9. Послушайте стихотворение:
В село пришел волшебник злой,
Он ужасный и большой,
Он руками замахал
И зверей заколдовал.
Но пришли друзья-детишки,
Озорные шалунишки,
Стали думать и гадать,
Как зверей расколдовать.
Чтоб заклятье злое снять,
Надо ласково назвать.
Дети называют ласково домашних животных.
10. Закройте глаза, и произойдет волшебство! Детям надевают шапочки домашних животных: кони, козы, кролик и кот.
11. Диалог «Как живете? Что жуете?»
а) - Кони, кони, как живете?
Кони, кони, что жуете?
- Хорошо пока живем,
На лугах траву жуем.
б) - Козы, козы, как живете?
Козы, козы, что клюете?
- Хорошо пока живем,
Но, простите, не клюем.
А дерем мы поутру
С молодых осин кору.
в) – Как ты, кролик, живешь?
Что ты, кролик, дерешь?
- Хорошо пока живу,
Но, простите, не деру,
А грызу я ловко
Свежую морковку.
б) – Ты, котенок, как живешь?
Что, котенок, ты грызешь?
- Хорошо пока живу,
Но, простите, не грызу.
Пью я понемножку
Молоко из плошки.
12. Молодцы, дети, помогли животным. А теперь стали в круг, закрыли глаза, посчитали от 10 до 1 и опять оказались в детском саду.
IV. Итог занятия
- Где были? О ком беседовали?
- Что делали на занятии?
Оценивание работы детей.